Процесс реставрации иконы включает несколько основных моментов. Последовательность их выполнения может меняться и зависит от конкретной иконы. Но в целом музейная реставрация подразумевает следующие работы:
Анализ текущего состояния иконы и составления плана реставрации. Реставратор оценивает физическое состояние иконы. Изучает особенности письма. Знакомится с историческим прошлым образа. Ещё раз изучает художественные особенности того периода времени, когда была написана икона, ищет её «современников» – иными словами, составляет полный «анамнез» образа, без которого просто невозможно приступить к реставрации.
Укрепление доски-основы. Доска «лечится» от биологических паразитов – грибков, бактерий, жучкой-точильщиков и других насекомых.Укрепление или восстановление левкаса. В музейной реставрации повреждения левкаса чаще тонируются, чем восстанавливается. Делается это для того, чтобы не отвлекать внимание от самого ценного элемента иконы – живописи.
Удаление загрязнений (расчистка иконы). В этот круг работ входит «отмывание» тёмного налёта с образа, удаление частиц грязи и пыли, снятие старого слоя лака или олифы, а иногда – удаление поздних приписок. Существуют два вида расчистки – мягкая и грубая. Они проводятся с использованием разных растворителей и зависят от степени загрязнения иконы.
Укрепление красочного слоя. Это самая «нежная» часть иконы, которая более всего подвержена пагубному воздействию окружающей среды. Однако «слабым» местом является не сам красочный слой, а то пространство, где он соединяется с левкасом (грунтом, основой для красок). Со временем случается так, что часть красочного слоя «вспухает» и отходит от левкаса, и задача реставратора заключается в том, чтобы вернуть краски «на место». Делается это с помощью специального клея, который под давлением или с помощью шприца закачивается под вздувшиеся участки краски. Клей надёжно соединяет левкас с красочным слоем, при этом крайне важно отследить, чтобы краски не повредились и не сдвинулись.
Тонировка или восстановление утраченных фрагментов живописи и позолоты. Иногда мастер может прибегнуть к частичному восстановлению поврежденного живописного слоя, но вмешательство это будет практически незримым.
Консервация иконы. Покрытие образа защитным слоем лака.
Существует поговорка, что иконы не прощают ошибок. Для работы реставратора это самое верное утверждение. Неумелое вмешательство, нарушение технологического процесса реставрации, неправильная просушка, ошибочное определение художественных особенностей образа – верная смерть для иконы. У реставратора нет «второго шанса», чтобы исправить неточности своего труда, а потому доверить ценную икону можно только истинным профессионалам своего дела.